Хиджаб в мировой религии и религиозном мире

В Чечне школьницам разрешили носить хиджаб. Что это значит для мусульманского мира
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В школах Чечни разрешили носить религиозную одежду и символику. Закон принят парламентом республики. Спор о хиджабах в Чечне начался в конце января. Тогда министр образования и науки РФ Ольга Васильева прокомментировала запрет ученикам и учительницам школы в татарском селе Белозерье носить платки и заявила о светском характере образования в России. «Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть», - сказала министр. Глава Чечни Рамзан Кадыров ответил на это, что платок – не атрибутика, а «важная часть одежды мусульманки». И добавил: «Тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не хотел бы занимать чью-либо сторону. Он напомнил, что «были и судебные варианты» разрешения спора, когда в 2015 году Верховный суд России признал законным запрет на ношение хиджабов в школе.
Криптус разобрался, как появился хиджаб, и почему он так важен.

Начнем с того, что в исламе хиджабом называется любая женская одежда, соответствующая нормам шариата. Она должна закрывать все тело и волосы женщины. Открытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Тем не менее, в понимании неисламского мира хиджаб – традиционный арабский платок. Его, кстати, часто путают с никабом, который закрывает все лицо, кроме глаз.

Хиджаб начали носить еще до появления ислама. Он был обычной одеждой для женщин в языческой античности в Риме и Греции и считался предметом украшения. Распространенным хиджаб был и в иудаизме. В том числе, его носили еврейки в Индии.

Историк Уилл Дюрант в своей книге «История цивилизации» пишет, что женщины носили хиджаб еще в доисламском Иране, то есть в древней Персии. По Дюранту, после царя Дария (правил в 522—486 годах до нашей эры) «среди женщин из аристократического класса, особенно с учетом того, что во время менструации они были изолированы, распространилось соблюдение покрывала».

Хиджаб соблюдался и в христианстве. Арабский писатель Абдур-Расул Аль-Гафар пишет в книге «Современная женщина»: «В Торе (Ветхом завете) есть множество стихов о хиджабе. Его светлость Иисус также говорит о хиджабе. Тора и Евангелие содержат многие стихи, свидетельствующие о том, что женщины в те времена были обязаны соблюдать хиджаб. Они сидели на женской половине дома, за плотной завесой, чтобы на них не упал ненароком посторонний взгляд».

Мария, мать Иисуса, тоже носила хиджаб. Доказательства этого есть в Ветхом Завете. Даже христиане изображают Марию в хиджабе, кроме православных иконописцев. У них голова Марии покрыта, но шея остается открытой.

Христиане и европейцы сохраняли традицию ношения хиджаба до 13 столетия. И только после этого она начала постепенно терять свое значение.

Хиджаб в исламе

О том, как должны выглядеть мусульманки, говорится сразу в двух аятах Корана. В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) женщинам предписывается опускать взоры, не выставлять напоказ прикрас и прикрывать покрывалами вырез на груди. Свою красу, по этому аяту, можно показывать только родственникам и немногочисленным приближенным дома – в том числе, слугам и детям.

В суре 33 «Сонмы», аяте 59, говорится конкретнее: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

Иранские женщины начали относиться к хиджабу как к ценности уже после принятия ислама. Тогда они стали появляться в обществе в полном хиджабе. Считалось, что он придает женщине святость и выводит ее из изоляции.

Что происходит с хиджабом сейчас

Интересно, что в 1936 году в Иране был принят закон, запрещающий носить женщинам хиджаб. В это время в стране правила династия Пахлеви, предоставившая женщинам широкие права. Тогда для них стало обязательным начальное образование. Полиция срывала с религиозных женщин платки прямо на улицах. В итоге те перестали выходить из дома и стали полностью зависимыми от родственников.

Вплоть до исламской революции 1979 года страна была светской, девушки носили мини-юбки, а алкоголь можно было купить в любом магазине. Теперь спиртные напитки под запретом, а девушки закрывают волосы хиджабами. Правда, многие соблюдают эти запреты только публично.

Сейчас хиджаб обязателен в Афганистане, Саудовской Аравии, Иране и Йемене. Уголовный кодекс Судана разрешает пороть и штрафовать всех, кто «нарушает общественную мораль или носит непристойную одежду». Правда, определения «непристойной одежды» в кодексе нет. 

В 1925 году, на волне создания светского государства запрет на ношение хиджаба был введен в Турции. Но в 2008 году ограничение сняли, как нарушающее права и свободы граждан.

В Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане, несмотря на то, что большинство населения составляют мусульмане, хиджаб в госучреждениях, школах и университетах носить запрещено. Сходной позиции придерживаются и в Европе. Так, еще в 2004 году во Франции был введен запрет на «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность». В марте 2017 года Европейский суд вынес решение о том, что работодатели могут запрещать сотрудникам покрывать голову из религиозных соображений. Это произошло после заявлений сотрудниц компаний в Бельгии и Франции, которых уволили за ношение платков.

Периодически дискуссии о допустимости ношения хиджаба возникают в России. Пять лет назад в Ставрополье была предпринята попытка узаконить ношение платка в школах. Но Верховный суд поддержал противников хиджаба. То же самое и с тем же итогом повторилось в 2015 году в Мордовии. А год назад девушку в хиджабе отказался пускать в МГИМО охранник. Но в этот раз Министерство образование выступило на стороне студентки, разрешив той ходить на вступительные курсы в платке.

Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017