С виолончелью или автоматом

10 лет без Ростроповича
Дирижер Национального симфонического оркестра США Мстислав Ростропович. Владимир Вяткин/РИА Новости
Дирижер Национального симфонического оркестра США Мстислав Ростропович. Владимир Вяткин/РИА Новости

27 апреля исполняется 10 лет со дня смерти Мстислава Ростроповича. После того, как в конце шестидесятых он вместе с женой Галиной Вишневской поддержал опального Солженицына, дав тому возможность жить на даче, музыкальная семья и сама оказалась под давлением властей. Внезапно, один за другим стали отменяться назначенные записи и выступления. Так продолжалось долгие пять лет. В 1974-м Ростроповичу и Вишневской дали долгосрочную выездную визу, и они уехали. Шансов вернуться им фактически не оставили, а спустя четыре года – лишили гражданства.

Даже перестройка не решила проблемы Ростроповича и Вишневской – гражданство им вернули только в 90-м. А уже через год Союз распался, чему предшествовал августовский путч. В один из тех дней фотограф Юрий Феклистов сделал знаменитую фотографию Ростроповича с автоматом.

Мстислав Ростропович в Белом доме в августе 1991-го года.

К тому моменту Ростропович уже 16 лет играл на самой дорогой и, вероятно, самой известной в мире виолончели Дюпора. Это название инструмент работы Антонио Страдивари получил в честь французского музыканта Жана-Луи Дюпора. Тот играл на нем в начале 19-го века. Тогда же на виолончели появилась царапина. Говорят, Наполеон шпорой зацепил. Вот уникальная запись. Здесь Ростропович играет на той самой виолончели Дюпора, а аккомпанируют ему его дочери. Елена Ростропович за роялем, ей ассистирует Ольга.

Давид Поппер, «Танец эльфов»

Эту виолончель Ростропович называл своей любовницей. И она отвечала мастеру взаимностью.

Петр Чайковский, Andante Cantabile

За годы жизни за рубежом Ростропович стал едва ли не самым титулованным музыкантом. Список его наград исчисляется даже не десятками – их куда больше сотни. Вернувшись на родину, он часто давал интервью, выступал с различными коллективами и делился опытом со студентами родной Московской консерватории, где когда-то преподавал в 19-м классе. Молодым музыкантам он рассказывал о том, как учился у Прокофьева и Шостаковича, как следует вести себя на сцене. И, конечно, о том, почему виолончель – едва ли не самый сложный инструмент среди всех струнных.

В начале двухтысячных Ростроповича назвали величайшим из ныне живущих музыкантов. А на следующий день после смерти Daily Telepgrah уточнила: величайший виолончелист всех времен.

Мастер-класс Мстислава Ростроповича в Московской консерватории
Я не боюсь смерти ни капли. Я знаю, что они меня там ждут. Я даже знаю, что на одном облаке там уже стоит для меня бутылочка.
Мстислав Ростропович
Рихард Штраус, «Дон Кихот». Оркестр Берлинер Филармоникер, дирижер Герберт фон Караян
Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017