С чего начиналось граффити

В Берлине открылся музей граффити

В Берлине открылся музей граффити Urban Nation. Как сообщает The Guardian, этот музей станет крупнейшим собранием работ стрит-арта и граффити.
На открытии выставки было представлено более 100 работ известных уличных художников. Среди них – британец Бэнкси, американец Шепард Фейри и француз Blek le Rat, которого называют создателем трафаретного граффити.
Криптус вспомнил историю появления граффити как жанра уличного искусства.

Само слово «граффити» — итальянского происхождения. Оно переводится как «нацарапанный». Если не считать древних наскальных изображений, которые вполне можно считать предшественниками современных граффити, то отсчет истории этого вида искусства следует вести с 70-х годов. Считается, что первым, кто стал писать на стенах, был молодой человек по фамилии Деметревис из Нью-Йорка. Свое прозвище — Taki183 — он писал на стенах вагонов метрополитена. А поскольку работал он посыльным, вскоре на Манхеттене не осталось ни одного вагона, не помеченного Деметревисом.

Для того времени это было необычно и привлекло к себе внимание. О Taki183 написала газета «Нью-Йорк Таймс», и он стал первым королем граффити. Позже такие же надписи стали оставлять на стенах другие люди — Julio204, Frank207 и Joe136. Номера в их прозвищах означают названия улиц, на которых они жили.

Явление быстро стало массовым в Нью-Йорке, и скоро, особенно в Бруклине, почти не осталось вагонов метро без таких меток.

В то время граффити все еще было распространено только в виде надписей с прозвищами художников, поэтому райтеры старались выделиться количеством. Но со временем их стало так много, что появилась потребность создания собственных знаков и «почерка», иначе все надписи сливались в единую массу. И у настенных меток появились штрихи и звезды, шрифты и формы, которые при этом были наполнены смыслом. Например, короны рисовали лишь те райтеры, кто считал себя «королями граффити».

Был и другой способ выделиться: создать надпись побольше. Но тут уже возникала проблема технического свойства: насадки на баллонах с краской попросту не позволяли выводить слишком широкие буквы. Выход был найден в применении обводки контура другим цветом.

Позже появились надписи на всю высоту вагона метро. Считается, что пионером здесь был граффитчик SUPER KOOL 223, а такие шрифты получили название «Top to Bottom».

Через пару лет в граффити, как и в любом виде искусства, появились различные направления. Райтер из Филадельфии TOPCAT 126 разработал стиль Broadway, который позже переродился в block busters. Это надписи из блоков огромных наклоненных печатных букв.

PHASE 2 изобрел стиль под названием bubble letters. Он представляет собой обтекаемые буквы округлой формы. От двух этих стилей происходят многие другие, появившиеся позже. Чтобы выделиться, райтеры начали использовать сплетения букв, стрелки и разрывы. Все эти элементы используются в современном граффити и объединены одним названием — Mechanical style, или, как сейчас принято говорить, Wild style.

Пример граффити в стиле Wild style
Пример граффити в стиле Wild style

В 1974 году были предприняты первые попытки соединения надписи граффити с сюжетными картинами. 1975-1977 годы стали расцветом бомбинга (нелегальное нанесение граффити). Появился новый быстрый стиль нанесения граффити на стену — Throw up. Этот стиль происходит от Bubble стиля, но отличается от него быстротой заливки и интервалом между штрихами.

Это же время стало расцветом whole cars — полностью зарисованных вагонов. 4 июля 1976 года райтеры Caine, Mad 103 и Flame One создали первый whole train (полный поезд) или по-другому «the freedom train» (поезд свободы). Примерно тогда же между райтерами стали устраиваться своеобразные дуэли.

В 1980 году власти начали огромную кампанию против «вандализма» райтеров. Рисунки начали уничтожаться, а граффитчикам выписывали штрафы. Продажу баллончиков с краской ограничили, а в метродепо усилили охрану. Из-за жестких мер многие отказались от бомбинга, а наиболее талантливые райтеры ушли рисовать в студии и галереи. Остальные переместились в спальные районы.

Передел территории вылился в самый настоящий конфликт между райтерами. Отстаивая право на какую-то стену, они вступали в драки, все больше напоминая бандитские группировки, уничтожавшие рисунки конкурентов. Но и это продолжалось относительно недолго. Выросшее в дикой городской среде граффити теперь, скорее, нуждалось в новых формах и смыслах. Чем и занялись любители порисовать на стенах, дополнив брутальные вызывающие надписи изящными рисунками. Но это было уже намного позже.

Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017