Как это сделано: филармония на Эльбе

Кажется, это самый красивый концертный зал в мире, которым восхищаются все

В начале этого века власти Гамбурга занялись проектом реконструкции пришедшего в запустение района доков. На месте бывшего хранилища планировали построить офисное здание, но девелопер предложил подумать о каком-то значимом для города сооружении. Например, о музее. Городские власти проект поддержали, но тут карты спутали архитекторы, показавшие эскиз необычного здания, в котором одни увидели парус, а другие – айсберг. Внутри него должна была разместиться филармония.

Идею поддержали и власти, и жители Гамбурга. На реализацию проекта совместными усилиями собрали 68 миллионов евро. Денег, конечно, не хватило. Вместо изначальных 77 миллионов, здание обошлось в 789 миллионов евро, так что российский стадион «Зенит» с его заоблачными бюджетами явно не одинок в списке внезапно подорожавших объектов. Кстати, филармонию в Гамбурге тоже строили не два и не три года, а долгие тринадцать лет. Как и в Петербурге, там несколько раз менялась строительная компания, а сами работы однажды пришлось остановить почти на два года. Потом  архитекторы говорили, что в какой-то момент они вообще перестали верить в то, что здание хоть когда-то будет возведено.

Тем не менее, в ноябре 2016 года основные строительные работы завершились, а фасады здания осветила гигантская надпись: Fertig. В переводе с немецкого – «готово»! 

Здание получилось действительно выдающимся. Для начала – это не обычный концертный зал, тем более, что залов тут два: второй предназначен для камерных концертов и вмещает «всего» 550 человек, то есть вчетверо меньше Большого зала. Кроме них, в здании разместились пятизвездный отель с ресторанами, апартаменты и даже фитнес-центр.

Во-вторых, в Большом зале филармонии архитекторы отказались от традиционной схемы расположения сцены по одной из стен. Здесь музыканты окружены зрителями, которые рассаживаются вокруг сцены так, как это происходит, напрример, на стадионе. Подобное решение для Германии – не новость: точно так же был спроектирован зал филармонии в Берлине, построенный в 1963 году.

В-третьих, ярусы для зрителей как бы перетекают друг в друга, образуя бесконечную «лестницу», по которой можно подняться на любой из уровней.

Наконец, в-четвертых, акустика. Ее разрабатывали с использованием специальных компьютерных алгоритмов. В таком большом помещении – зал рассчитан на 2150 мест – добиться идеального звучания крайне трудно. Звуковые волны, отражаясь от стен, формируют эхо, превращающее любую музыку в трудно воспринимаемый хаос. Чтобы избавиться от этих отражений, в Эльбской филармонии использовали специальные панели, напоминающие морские ракушки неправильной формы. Как раз эта особенность и заставляет звук не отражаться от стен, а рассеиваться и затухать.

Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017