IPhuck 10. Будущее, которое уже наступило

Роман Пелевина получил премию Андрея Белого. Кое-что о, возможно, главном русскоязычном романе года

Писатель Виктор Пелевин получил премию Андрея Белого за роман IPhuck 10. Эта премия была учреждена в 1978 году редакцией самиздатовского литературного журнала «Часы» в Ленинграде и призвана оценить классиков современной русской литературы. В разные годы ее лауреатами становились писатели Владимир Сорокин, Юрий Мамлеев и другие. Теперь в списке - и Виктор Пелевин.

О чем роман (один большой спойлер)

Новый роман Пелевина вышел в издательстве «Эксмо» 26 сентября этого года. Он рассказывает о Порфирии Петровиче — это компьютерный полицейско-литературный алгоритм «ZA-3478/PH0 бильт 9.3». Как следует из его предназначения, Порфирий Петрович расследует преступления и пишет романы. «iPhuck 10» — название одного из его произведений и самой дорогой из существующих секс-машин того времени (что это такое, мы расскажем ниже). Пелевин описывает относительно недалекое будущее — действие в романе происходит во второй половине XXI века. Но, конечно, несмотря на всю фантастичность происходящего, писатель говорит о сегодняшнем мире.

Порфирий Петрович надеется получить дело об убийстве, которое могло бы дать толчок его литературной карьере. Но взамен его сдают в аренду частному клиенту. Новая временная хозяйка — искусствовед и куратор, известная под псевдонимом Маруха Чо (настоящее имя — Мара Гнедых). Она использует Порфирия для разведывательных операций на рынке современного искусства. Порфирий должен помочь ей разузнать все о сделках, связанных с так называемой «эпохой гипса» — важным периодом в новейшей истории искусства (он, кстати, приходится на наше, современное время, а в романе “отстает” лет на 80).

Порфирий принимается за работу. Одновременно он пытается писать об этом роман. Впрочем, потом он узнает, что Маруха не так уж с ним и откровенна. Дальше разворачивается детективный сюжет, который мы не будем пересказывать, чтобы оставить хоть что-то, ради чего стоит открыть книгу. Скажем лишь одно (и критики придерживаются того же мнения) — концовка получилась неожиданной.

Роман вообще получился очень «пелевинским» — и речь идет не только о существовании алгоритма, который “штампует” романы и раскрывает убийства, но и о, например, кибер-сексе (то есть, с гаджетами) который только и остался в будущем. Люди размножаются лишь в лабораториях, чтобы потомство было максимально выверенным и правильным. Все люди в романе Пелевина — без пола. Маруха Чо там, например, “баба с яйцами” — это значит, что она колет себе тестостерон.

Писатель много рассуждает об искусстве в романе, он пишет, что гипсовый век — “последнее время, когда художник еще мог убедительно сделать вид, что ему кажется, будто его творчество питается конфликтом между свободой и рабством, правдой и неправдой, добром и злом”. Четко звучит мысль, что только общество решает, что искусство, а что нет. “Арт-элита, решающая, считать железку с помойки искусством или нет”, — так говорит Порфирию Маруха.

О том, как продать современное искусство, в книге тоже есть рецепт — и в нем четко просматривается отсылка к современным реалиям. “Ну навскидку — большой оранжевый кирпич, под ним красный кирпич, а ниже желтый кирпич. Только называться это будет не «светофор в тумане», как сказала бы какая-нибудь простая душа, а «Orange, red, yellow». И когда покупателю скажут, что этот светофор в тумане стоит 80 миллионов, жизненно необходимо, чтобы несколько серьезных, известных и уважаемых людей, стоящих вокруг картины, кивнули головами, потому что на свои чувства и мысли покупатель в новой культурной ситуации рассчитывать не может”.

iPhuck 10 — в четырех рецензиях

Выход книги стал важным литературным событием, как почти любое новое произведение Пелевина. Задолго до премии Андрея Белого о нем начали писать критики. Мы собрали некоторые отзывы.

Галина Юзефович, «Медуза»:

Странный, глубокий и волнующий роман, сплавляющий разум и чувство в какой-то совершенно новой для Пелевина (да, пожалуй, и для всей русской прозы) пропорции, и определенно лучший текст автора за последние годы — во всяком случае, самый интеллектуально захватывающий.

Лев Оборин, «Ведомости»:

Называть же, напротив, «iPhuck 10» гениальным произведением излишне: эпитет «гениальный» здесь и так щедро применяется к выдуманным Пелевиным произведениям искусства начала XXI в., а Порфирий Петрович в ответ на похвалу скромно пояснит, что «принцип организации текста сложен и является коммерческой тайной – но в целом опирается на лучшие образцы русской прозы.

Игорь Кириенков, «Афиша»:

Традиционная пелевинская стихия, поле его уникальной писательской экспертизы — приключения языка, подвижность и проницаемость речевых стилей, использование непривычных дискурсивных моделей для объяснения «проклятых вопросов».

Анна Наринская, «Новая газета»:

Требуется большая самоирония для того, чтоб с позиции скрывающегося, как бы «не присутствующего в теле» автора написать роман от лица бестелесного компьютерного кода «обученного литературе». Есть большая тонкость в том, чтобы сделать этот компьютерный алгоритм несчастным, мнительным, обидчивым, грустным. Пронзительно грустным. Так что ж удивляться тому, что мы этого автора любим? Ничего удивительного тут нет.

Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017