Скандалы в русском театре

После премьеры "Нуреева" Криптус вспоминает спектакли, "оскорбившие" отдельных зрителей

9 и 10 декабря в Большом театре прошла премьера балета Юрия Посохова, Ильи Демуцкого и Кирилла Серебренникова «Нуреев». Эта постановка – о танцовщике Рудольфе Нурееве, который в 1961 году не вернулся в СССР с зарубежных гастролей. Серебренников спектакль не увидел. С августа 2017 года он находится под домашним арестом. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Премьеру, которая должна была состояться еще в июле, отменил Генеральный директор Большого театра Владимир Урин. За несколько дней до этого он сообщил, что спектакль пока не готов. Потом появилась информация, что выпуск спектакля переносится – сначала на следующий сезон, позже – что он будет показан до конца этого года.
Так "Нуреев" стал стал самым обсуждаемым театральным событием года. Посмотреть его пришли поп-звезды, бизнесмены и чиновники, а актеры со сцены выступили в защиту находящегося под следствием Серебренникова.

К сожалению, этот спектакль - не единственный в новейшей российской истории, вызвавший столь эмоциональную реакцию консервативной части общества. Криптус вспомнил еще несколько театральных постановок, оказавшихся под ударом "оскорбленных" зрителей.

«Тангейзер»

Премьера спектакля состоялась 20 декабря 2014 года в Новосибирском театре оперы и балета. Режиссер — Тимофей Кулябин.

Постановка вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант» и получила одобрительную оценку «Российской газеты».

«Тангейзер» — опера Рихарда Вагнера. Но Кулябин перенес действие в настоящее время. Тангейзер в его постановке – не рыцарь, а кинорежиссер Генрих Тангейзер, который снимает фильм о неизвестном периоде молодого Иисуса Христа. Главный герой попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам. На сцене появляется плакат — постер фильма, якобы снятого на сцене, — изображающий Иисуса между огромных женских ног. По сюжету, после выхода фильма в прокат, общество негодует, и режиссер становится изгнанником.

После премьеры глава Новосибирской митрополии Тихон обратился в прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра Бориса Мездрича в «умышленном оскорблении чувств верующих». Митрополит  утверждал, что написал заявление по просьбе зрителей, которых возмутил спектакль. И в первую очередь — провокационная «афиша» с Иисусом между ног Венеры.

Прокуратура завела на режиссера постановки и директора театра административное дело, начались судебные разбирательства. Православные активисты проводили митинги. В итоге суд прекратил дело в связи с отсутствием состава преступления, но Мездрич все же был уволен. На его место был назначен гендиректор петербургского Михайловского театра Владимир Кехман, который убрал скандальную постановку из репертуара театра. Спектакль предлагали перенести на сцену других российских театров, но этого так и не случилось.

«Идеальный муж. Комедия»

Премьера состоялась 10 февраля 2013 года в Московском художественном театре им. А. П. Чехова, режиссером был Константин Богомолов.

Постановка получила премии «Золотая маска» в номинации «приз критики» (2014) и «Звезда театрала» в номинации «лучший спектакль сезона» (2013).

"Идеальный муж. Комедия" (МХАТ им.Чехова)
«Идеальный муж. Комедия» (МХАТ им.Чехова)

«Идеальный муж. Комедия» — спектакль по мотивам произведений Оскара Уайльда. Через две с половиной недели после премьеры двое активистов попыталась сорвать спектакль и были задержаны полицией за хулиганство. Кроме того, Русская православная церковь (РПЦ) осудила постановку.

 19 декабря 2013 года представитель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин заявил, что спектакль оскверняет символ распятия и поэтому может считаться кощунственным.

Одновременно с этим стало известно, что в ноябре 2013 года московская полиция передала в Следственный комитет 23 заявления граждан о проверке постановки на предмет нарушения законов о пропаганде однополых отношений и осквернении чувств верующих. После этого скандал заглох, а о результатах проверки не сообщалось.

«Руслан и Людмила»

Премьера состоялась 2 ноября 2011 года в Большом театре. Режиссер-постановщик — Дмитрий Черняков.

Спектакль получил премию «Золотая маска» (2013) в номинациях «лучшая работа режиссера» и «лучшая работа художника в музыкальном театре».

"Руслан и Людмила" (Большой театр)
«Руслан и Людмила» (Большой театр)

Постановка Чернякова — актуальная интерпретация оперы Михаила Глинки. Часть действия оперы проходит в декорациях публичного дома, поэтому ряд критиков и зрителей посчитали ее эпатажной.

После премьеры у здания театра проходили пикеты, а жительница Москвы Светлана Воронина подала иск к Большому театру в Тверской суд. В заявлении она писала, что оскорблена присутствием в спектакле «пошлых сексуальных сцен», требовала исключить оперу из репертуара и выплатить ей компенсацию в размере 1 миллион рублей  за «испытанные в ходе просмотра спектакля нравственные страдания». Иск был отклонен, а постановка осталась в репертуаре Большого театра.

«Человек-подушка»

Премьера состоялась 10 мая 2007 года в Московском художественном театре им. А. П. Чехова. Режиссер-постановщик — Кирилл Серебренников.

Постановка получила премию «Чайка» (2007) за лучший актерский ансамбль и лучшую мужскую роль.

"Человек-подушка" (МХАТ им. Чехова)
«Человек-подушка» (МХАТ им. Чехова)

3 июля 2013 года режиссер Кирилл Серебренников сообщил на своей странице в Facebook, что давал письменные объяснения следователю по поводу своей постановки пьесы Мартина МакДонаха.

Позже выяснилось, что московская коалиция «За нравственность» инициировала проверку спектакля на предмет присутствия в нем сцен педофилии и насилия с участием детей. Запрос коалиции был направлен депутату Госдумы Александру Потапову, а тот переадресовал его в МВД. О результатах проверки не сообщалось, спектакль продолжили показывать.

«Сон в летнюю ночь»

Премьера прошла 10 июня 2012 года в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер — Кристофер Олден.

Спектакль получил премию «Золотая маска» (2013) в номинации «Лучший спектакль в опере».

"Сон в летнюю ночь" (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко)
«Сон в летнюю ночь» (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко)

В мае 2012 года родители участников детского хора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко написали открытые письма в департамент культуры правительства Москвы, главе синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволоду Чаплину и уполномоченному по правам ребенка Павлу Астахову. Авторы писем утверждали, что в готовящейся постановке оперы «Сон в летнюю ночь» присутствует пропаганда педофилии и наркотиков.

Через несколько дней в СМИ появилось другое письмо, в котором родители детей из хора заявили, что не имеют отношения к ранее опубликованному заявлению, и выступили в защиту режиссера пьесы и руководства театра.

На премьере побывала экспертная группа, сформированная департаментом культуры Москвы. Она вынесла вердикт: возрастной барьер для посещения спектакля можно сохранить на отметке 14 лет.

«Распутин»

Премьера состоялась в Новом русском балете 30 октября 2004 года. Хореограф постановки — Георгий Ковтун.

"Распутин" (Новый русский балет)
«Распутин» (Новый русский балет)

Через несколько месяцев после премьеры акции протеста против балета прошли в Москве и Екатеринбурге.

В феврале 2005 года около сотни прихожан екатеринбургского Храма-на-Крови обратились к руководству кинотеатра «Космос», где планировалось представление «Распутина», с требованием отменить постановку. Свое требование они мотивировали недопустимостью показывать танцующего императора Николая II, причисленного Русской православной церковью к лику святых. Руководство театра отказалось отменять постановку.

Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017