Зачем смотреть «Форму воды» (если вы, конечно, еще ее не видели)

Главное о фильме дель Гильермо дель Торо, получившем «Оскар»

Фэнтези-мелодрама «Форма воды» режиссера Гильермо дель Торо получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Картина обошла ленты «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино, «Темные времена» Джо Райта, «Дюнкерк» Кристофера Нолана, «Прочь» Джордана Пила, «Леди Берд» Греты Гервиг, «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона, «Секретное досье» Стивена Спилберга и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха. Криптус рассказывает главное об этом фильме.


По сюжету «Формы воды», немая уборщица секретной военной лаборатории в Балтиморе влюбляется в амфибию, которую привезли в лабораторию, чтобы изучить и убить. Между девушкой и существом возникает связь, и в итоге она организует операцию по спасению своего любимого.

 Форма воды — трейлер

Антон Долин, «Искусство кино»: «Испокон веков люди сочетались узами брака с чудовищами и волшебными созданиями – русалками и водяными в том числе. (…) Условие хэппи энда в таком сюжете непреложно. Монстр должен обрести человеческий облик, быть расколдован при помощи любви. Чудовище станет принцем, когда его поцелует красавица. Русалочка обретет утраченный голос и желанные ноги (по меньшей мере, в диснеевской версии андерсеновской сказки). Царевна-лягушка сбросит кожу. (…) Из этого правила есть лишь одно исключение в новейшей истории культуры – парадоксальный «Шрек», герой которого посредством поцелуя превратил красавицу принцессу в зеленую тролльчиху, такую же, как он сам. (…) Гильермо дель Торо идет дальше. Амфибия дает Элайзе то, чего не мог бы дать ни один мужчина – даже его половые органы устроены иначе. Эта инаковость – именно то, что прельщает и влечет ее. Волшебные и радикальные для такого жанра сцены секса в «Форме воды» – своеобразная точка невозврата. Эмоциональное здесь неотделимо от физиологического, как и в реальных отношениях. «Я и ты – вместе» – этой фразе Элайза учит Амфибию прежде, чем сбросить одежду в ванной комнате и закрыться с ним от нескромных глаз занавеской».

Долин считает, что в «Форме воды» дель Торо побеждает реальность. Единение девушки и чудовища в реальной жизни невозможно, но на экране «реальность» сказки выглядит вполне органично.

Сергей Сычев, «Фильм Про»: «Фильм «Форма воды» очень хорош. Представьте, что Амели влюбилась в Ихтиандра, причём действие происходит в 1962-м году, именно в год, когда вышел советский фильм про человека-амфибию. Дель Торо утверждает, что он о нём не слышал, но в такие совпадения верится с трудом».

"Форма воды". Кадр из фильма Гильермо дель Торо
«Форма воды». Кадр из фильма Гильермо дель Торо

Действительно, в первых же сценах «Формы воды» невозможно не провести аналогии с «Амели». Фильм снят в похожей зеленой гамме цветов, его героиня – явно не такая, как все, а музыка, которая звучит за кадром, столь же сказочна, что и во французской мелодраме.

  • «Форму воды» снимали 12 недель.
  • Поначалу дель Торо хотел сделать фильм черно-белым, но студия предложила увеличить финансирование, если режиссер согласиться снять картину в цвете.
  • Некоторые работы по созданию лаборатории и внешнего облика существа дель Торо оплачивал из собственных средств.
  • При бюджете 19 миллионов 400 тысяч долларов, сборы «Формы воды» в мире превысили 126 миллионов долларов.

Аналогии с «Человеком-амфибией» тоже очевидны, и их проводили все русскоязычные кинокритики. Помимо года выхода советского фильма, 1962 год в «Форме воды» обозначен неслучайно. В фильме, несмотря на всю его фантазийность, явно просматривается эпоха «холодной войны» и запретов. Место действия — США, но американских ученых пытается перехитрить КГБ – в частности, в лице Роберта Хоффстетлера, который оказывается русским агентом и, естественно, в лучших же русских традициях, предпочитает долгу чувство.

Станислав Зельвенский, «Афиша»: «Здесь избыток сентиментальности в самом дурном голливудском смысле: Дженкинс настолько приторный, что его можно кусочками добавлять в чай, Октавия Спенсер в сто первый раз играет одну и ту же роль, начало и вовсе напоминает картину «Амели». Но когда дело доходит до подлинной страсти режиссера, монстров, в фильме мигом появляется и глубина, и поэзия, и остроумие. В одном из тех эпизодов, где герои по слогам объясняют зрителю, о чем фильм, Элиза сообщает соседу, что она и чудище похожи: одинокие, окруженные враждебным миром».

"Форма воды". Кадр из фильма Гильермо дель Торо
«Форма воды». Кадр из фильма Гильермо дель Торо

Дель Торо действительно специалист по страшным сказкам. Но таких романтичных до сих пор у него не было. Он снимал фильмы ужасов и писал книги о вампиризме как о вирусной инфекции. В «Форме воды» зрители увидели незнакомого дель Торо, который все же остался верен себе. В роли амфибии в фильме – любимый актер режиссера Даг Джонс, костюм которого, к слову, делали несколько лет.

Наталия Григорьева, «Независимая газета»: «Даже наличие политического и социального слоя в этом сценарии – того, что всегда важно, а то и первостепенно для режиссера дель Торо – не помогает. Этот реальный мир, переживающий агонию («время вышло», очевидно, еще в 60-х), так приукрашен внешне, что становится нереальным, каким-то рисованным и лишенным даже кинематографической глубины и драматизма. «Вода», но действительно красивой формы».

Понятно, что сколько зрителей и, тем более критиков, столько и мнений. Тем не менее, «Форма воды» получила главный приз Американской Киноакадемии. «Оскар» часто обвиняют в политизированности, но на этот раз статуэтка досталась фильму, в котором политика и социальный контекст сводятся к вечным темам, а на первый план выходит любовь.

Соцсети
Сайт сделан в Бреле 2017